В. И. Ишков. Деньги.

Перспективы неутешительные. Если у развивающихся стран нет денег на становление экономики, то чем объяснить финансовый кризис стран с развитой экономикой?

Думаю, что резко обозначились пределы действия монетарного принципа. Трансконтинентальная система отслеживания колебаний различных валют достигла своего предельного объема и начала давать сбои. Не хотелось бы "каркать", но, если ничего не делать, монетаристам нужно быть готовыми к самым тяжелым испытаниям. Сработает обратный эффект. Выживет тот, кто находится у земли или станка, а владельцы липовых обесцененных символов станут откровенными нищими.

Мне как непрофессионалу в общих чертах понятно все, что Вы рассказали, но возникает вопрос, почему же этого никто не делает ни в России, ни на Западе, ни в других странах?

На этот вопрос я пытаюсь ответить сам себе более 10 лет, а этому предшествовали более 20 лет изучения многих наук и систем управления, контакты со светилами мировой экономики и финансов. Мне кажется, теперь я могу ответить на любые вопросы не только отечественным, но и зарубежным оппонентам. То, что в Европе планируется ввести единую валюту, лишний раз показывает, что проблему пытаются решить пока совершенствованием монетарной системы. Если у них есть еще время и определённый запас прочности для подобных экспериментов, то в странах СНГ ситуация просто критическая. Здесь нужно действовать наверняка. Думаю, что бесполезность данной акции ощутится очень быстро. Объединяться нужно не валютами, а более совершенными механизмами товарных обменов.

Если у монетарной системы нет будущего, то каким образом можно пояснить инициаторам введения единой европейской валюты бессмысленность этой затеи?

Мы в начале беседы говорили об агрессивности существующих денег или, другими словами, неинтеллектуальном символе, используемом в обиходе. Так вот, в качестве примера можно заглянуть в историю, когда для победы в предстоящей битве объединялись различные племена или государства. На этот период действовали единые для всех правила и законы. Однако после "разборки" все отходили на исходные позиции.
Нечто подобное произойдёт с объединением валют европейских государств. В лучшем случае это может быть всего лишь новый организационный приём для временного сохранения валютного достоинства государств.

Если же рассматривать ситуацию с точки зрения объединения валют в шлюпке, имеющей серьёзную пробоину, то факт ухода под воду может быть несколько удлинён во времени.

Для большей убедительности хочу сказать, что монетарная система просто обязана сохранить себя и сделать всё необходимое, чтобы дать жизнь новым финансовым видам. Это не только укрепит саму систему, но и позволит ей обрести устойчивую кристаллическую структуру взамен аморфной.

Свойства и сферы действия новых финансовых механизмов уже известны или требуют еще изучения?

Конечно, известны. Отрабатывались даже варианты стыковок с существующим законодательным полем. Сразу скажу, что полностью этого сделать не удалось из-за морально устаревшего алгоритма налогового законодательства с его арифметическим подходом к сложным функциям жизненных процессов.

Речь идет об идейном переосмыслении этого понятия, имеющем откровенный признак насилия. Ни для кого не секрет, что налог предусматривает плату за каждый шаг производства или технологического цикла по очень жесткой схеме, не оставляя производителю права на ошибку. Из-за боязни войти в противоречие с законом многие вообще отказываются от официальной деятельности и предпочитают спонтанные заработки на перепродаже, а предприятия работают по двойному учету. Короче говоря, существующий подход к формированию доходной части бюджета должен кануть в Лету. Огромный фолиант заменит всего одна страничка программного текста, где доходная часть будет состоять не из налоговых поступлений, а из прибыли финансовых программ или определенной доли государства в них. В этом случае стремления государства и производителя будут едины. Вот к чему необходимо стремиться. Если это произойдёт, то как таковое понятие налога скоро забудется. И сделать это несложно.

Учитывая тот факт, что каждое действие будет финансироваться при перечислениях от абонента к абоненту, часть оплаты следует направлять в "центр" для формирования общей прибыли по программе. Данный вид платежа станет платой государству за предоставляемую инфраструктуру экономической деятельности любому субъекту. Таким образом, налог как форма насилия трансформируется в своеобразный вид услуги государством. Упростится не только учет, но и высвободится масса людей фискальных служб, а самое главное, резко снизятся преступность и многие отрицательные явления нашей действительности.

Более того, практически разработан алгоритм существования бюджета государства вне монетарной системы. Думаю, каждый понимает, что это даст обществу.

Вы считаете, что налог как основной источник формирования расходной части бюджетов должен претерпеть изменения в экономической политике стран?

Само слово налог вызывает аллергию у любого человека. И это не только потому, что жалко расставаться с определённой частью прибыли. Основная масса налогоплательщиков даже в жесточайших условиях налогового произвола исправно их платит. Но человек как разумное существо должен искать пути цивилизованных способов взаимодействия между государством и гражданином или предприятием. Можно создать тысячу витиеватых налоговых законов и множество фискальных и налоговых служб, но не иметь поступлений в бюджет, что собственно сейчас и происходит. Утверждения о том, что налоги являются мотивацией к труду, наивны. Самым отрицательным является то, что государство само поощряет любые формы теневого бизнеса, толкая производителя к выбору более простых форм взаимоотношений, которые заведомо имеют криминальное происхождение.

Так получается только потому, что государство не помогает производителю, а охотится за ним. Любая направленная проверка выявит допущенные нарушения со всеми вытекающими последствиями. Более того, если в теневом бизнесе есть определённые гарантии, что тихо сработает защита "крыши", то в случае легального - механическая легко исправимая ошибка будет представлена в громком акте как преднамеренная акция. Последствия всем известны.

Налоговая система - необходимый атрибут только монетарной системы, который просто абсурден, так как основным производителем является Природа, а Человек - вторичным. Если мы благодарим Природу за выращивание любой органической продукции, производство минеральных ресурсов, энергоносителей и т.д., то такой же благодарностью общество должно наделять и вторичного производителя, обрабатывающего, перерабатывающего и реализующего продукцию.

Ведь все без исключения люди на Белом Свете являются потребителями и только до 15 % вторичными производителями. Природа и Человек организуют замкнутый цикл производства и потребления. Поэтому содержание инфраструктуры государства, как уже говорилось, должно обосновываться не деятельностью производственных единиц, а частью цены товаров или услуг, являющихся своеобразной платой государству за обеспечение покоя граждан и страны в целом.

На практике это должно выглядеть обыкновенным отчислением от суммы, перечисляемой за потребляемый товар, хотя при варианте хождения наличных денег КПД (коэффициент полезного действия) этого механизма падает пропорционально их количеству от общей денежной массы.
Так Вы считаете, что пересмотр налоговой политики также может способствовать стабилизации финансовой системы и снятию кризисных ситуаций уже сегодня? Каким образом это можно сделать?

Думаю, что сделать можно очень многое, если на определённый период в государстве был бы введен режим оперативной экономики. Не следует путать с диктаторским режимом и вообще с любыми политическими мотивами.

Если диагноз о нехватке денежной массы верный, то необходимо заставить более эффективно работать имеющуюся, а для этого достаточного одного нестандартного приёма по извлечению из оборота наличности и переводу её в безналичную массу. Этот приём всем хорошо известен, но ещё ни разу он не был реализован на практике. Простыми регламентирующими директивами по фиксированной сумме на хозрасходы, командировки или по обязательному перечислению зарплаты на сберкнижки этого добиться нельзя, а можно только ещё больше возбудить интерес к наличной массе.

Нужна взаимная заинтересованность как государства, так гражданина и производственного потенциала. Иначе ничего не получится.
Такой заинтересованностью может стать отмена всех существующих налоговых обязательств для всех финансовых операций, осуществляемых в безналичной форме.

Единственным условием должны быть определённые процентные отчисления в бюджет при совершении факта оплаты в банке потребителем за товар или другие обязательства без каких - либо исключений.

Для примера, это можно сравнить с оплатой проезда в метро, которая берётся при входе, а затем уже распределяется на заработную плату, содержание, ремонт системы и т.д.

Если представить происходящее сейчас в сравнении с тем же метро, то картина будет следующая : во все входы можно заходить без ограничения, а тысячи кондукторов и контролёров продают билеты до определенных пунктов, проверяя правильность оплаченных билетов и наличие их у пассажиров в поездах, переходах, на эскалаторах и т.д.!?! И это только начало головотяпства.

Желая увеличить сбор денег за проезд, принимаются решения, приводящие к раздутию штатного аппарата различных контролирующих органов и уменьшению их сбора в целом. А, главное, закон по безналичной оплате с указанием процентных отчислений должен быть принят на самом представительном форуме народных избранников на неограниченное время и внесен отдельной статьёй в Конституцию.

Только после этого он заработает. Положительный эффект не заставит себя долго ждать. Главное, войдёт в экономическую обойму теневой легальный бизнес, превышающий по объёму в несколько раз дефицит бюджета.

Произойдёт взрыв инициативы производителей, освободившихся от непонятных налоговых законов, в которых путаются сами законодатели и проверяющие. На этом этапе необходимы очень осторожные действия по эмиссии, т.к. крайности недопустимы.

Если с этим всё получится, люди и предприятия в очень короткие сроки наработают достаточно эффективные организационные и технические формы для осуществления безналичных операций даже на рынках., вокзалах и т.д.

Отслеживать правильность перечислений задача более благородная, чем действия налоговой полиции по выколачиванию копеек с мелких торговцев. Безналичная форма расчёта сделает несанкционированную торговлю невыгодной и невостребованной.

Что касается оплаты наличными деньгами, то здесь останутся все существующие налоговые обязательства.

Если данный закон будет введен в ноябре любого года, то даже за два месяца будут ликвидированы все имеющиеся задолженности и экономика войдёт в созидательное русло. На родину возвратятся все эмигрировавшие капиталы, а с ними придут и инвестиции. Почему это произойдёт, объяснять не стоит.

После года деятельности такой системы введение новых финансовых полей станет реальной и осознанной необходимостью.

Решение по созданию локальных финансовых полей, их взаимодействие в рамках государственных бюджетов и, более того, международных связей, требуют длительных усилий на уровне правительств стран, наработки общих законодательных актов. Для этого нужно время и понимание цели. Возможно ли решать подобные задачи по более простым сценариям на уровне исполнителей? Ведь именно они главные двигатели любых экономических событий. Думаю, такой шаг оправдан, т.к. терять уже нечего.

Действительно, одно из самых главных условий "терять уже нечего", с лихвой имеется, как в Украине, так и в других странах СНГ. Давайте вначале оглянемся вокруг и проанализируем, что произошло и происходит.
В 1992-1995 годах при неустойчивом купоно-карбованце население Украины не растерялось и, пользуясь поездами, автомобилями, пароходами, самолетами, "кравчучками", начало прямой товарообмен с Россией, Польшей, Югославией, Турцией, ОАЭ, Китаем и др. странами. Процесс шел, но спонтанный, экономически и морально дикий. Государство не пришло на помощь, хотя могло и должно было это сделать. Результат для государства печальный, но население выжило.
Это нельзя назвать победой. Постоянное опаздывание и нежелание государства вовремя прийти на помощь населению разорвало связь между ними.

С Украины вывезено за эти годы товарной массы по демпинговым ценам более чем на $40 млрд. и процесс этот продолжается. В условиях становления экономик указанных государств это явилось скрытой бесплатной инвестицией. Украине такого не "обломится". Поэтому лично я отношусь к польскому, китайскому и другим экономическим чудесам очень осторожно, хотя их народам нужно отдать должное в части умения находить в себе силы для подавления злобы по отношению народов друг к другу в тяжелые времена перемен.

1995 - 1997 годы. Связи с окружающими странами резко сократились. Население начинает даже в самых безлюдных селах организовывать базары и выносить на них, что у кого есть. А если даже ничего нет, то вначале зарабатываются деньги на услуге, потом приобретается какой-то товар в одном углу рынка и перепродается в другом.

Базары помогают выживать населению, а из этого следует вывод, что общее стремление всех народов к рыночной экономике верное. Но нужно совершенствовать систему спонтанных базарных отношений, для чего необходима информация между продавцом и покупателем, их обоюдных качествах, гарантиях и т.д.

Изучая историю возникновения первых торговых операций, постоянно ловишь себя на мысли, что прошедшие тысячелетия так ничему Человека и не научили.

Как свидетельствуют дошедшие до нашего времени рукописи, впервые на винных рынках начал отслеживаться обмен товарами путём накопительных записей товаропроизводителей, которые осуществлялись специальными учётчиками на скамьях, называемых "банками" ( IV век до н.э.). Недостатком такой системы было отсутствие связи между базарами, из-за чего подобные действия могли осуществляться только локально, в пределах одной территории.

Можно предположить, что если бы в то время существовала банковская сеть современного уровня, то, очевидно, мировое сообщество никогда бы не узнало о таком символе товарной массы, как наличные деньги, сыгравшие злую шутку с обществами различных исторических этапов, криминализуя и ожесточая человеческие души.

Можно ли построить цивилизованную форму производства и торговли, чтобы было выгодно не только владельцам рынков, а в целом обществу, государству, соседним и не очень странам? Да, и это просто необходимо делать уже сегодня, сейчас! Ведь иначе растеряем последнее ценное, что осталось. Итак, что для этого необходимо?

Вначале должна появиться инициативная группа (это может быть любое физическое или юридическое лицо), поддержанная органами власти и оснащенная компьютерной техникой, телефонной связью. Обладая системной документацией по формированию базы данных, она через СМИ объединяет всех заинтересованных участников и заносит в каталог следующую информацию о каждом из них:

· об имеющемся в наличии товаре (кол-во, цена в у.е., возможности в дальнейшем изготовлении или поставках и т.д. согласно анкете);

· о свободных и недоукомплектованных трудовых ресурсах, включая ИТР, служащих и руководящий состав;

· о потребности в комплектующих изделиях и продолжительности потребления:

· о потребности в продуктах питания и продолжительности потребления;

· о потребности в промышленных товарах и продолжительности потребления;

· о кредиторской задолженности (кому, сколько и т.д.)

· о дебиторской задолженности (кому, сколько и т.д.);

· какие может оказывать услуги;

·и другие сведения экономического характера.

· Далее проводится работа по программированию имеющейся информации и нахождению оптимальных экономических связей между партнерами, которые есть в имеющейся сети и которых необходимо в нее вовлечь. Если этого не удается сделать, то по характеристикам абонентов определяется возможность изготовления того или иного изделия, продукции или услуг. Главное достоинство данной сети в том, что для совершения экономических операций не нужны деньги. Клиент, сдавший свой товар, может на его стоимость выбрать из сети адекватное количество других товаров, необходимых для своей деятельности. Чем масштабнее сеть, а это будет обязательно, т.к. каждый новый клиент увеличивает потенциал системы, тем она привлекательней и интересней. Компьютерная программа предусматривает расчет по налогам напрямую с государством, а в будущем и с другими странами, или местными бюджетами, если товар абонента принят в оборот.

· Если представить, что к определенному сроку будет сформирована база данных всей находящейся в нескольких странах товарной массы, потребителей, всех видов долгов в любых сочетаниях и многого другого, то после пуска программы будет зафиксирован ошеломляющий эффект. У каждого включенного в систему абонента высветится ликвидация долгов путем невероятных вариантов взаимозачетов, огромная масса предложений, а возможно и готовый ответ по реализации сданного товара в виде электронной суммы, на которую можно приобрести в системе те или иные товары по вашей же заявке. Обо всех ваших решениях необходимо сообщать по телефону или компьютеру оператору (провайдеру).

· Данных информационных систем может быть множество. Каждое поколение будет совершенствовать их возможности, т.к. в этом просто нет предела.

· Хочу сразу успокоить монетаристов в том, что они и деньги не исчезнут, а еще больше возрастет их объем. Уйдут в прошлое только стрессы, получаемые на курсах валют. Пока будут действовать подобные системы во всех странах, монетарные операции будут возрастать, т.к. заработают производители, а значит появится огромная масса нового товара. Более того, любые банки могут стать именно той "точкой росы", вокруг которой начнут формироваться банки данных. Наиболее для этих целей подходят развитые существующие сети государственных учреждений - сбербанков, местных органов власти и т.д.


Продолжение

Вернуться



Сайт управляется системой uCoz